Мировой чайный рынок в эпоху современности

В конце XX — начале XXI века ситуация на мировом чайном рынке начинает претерпевать существенные изменения. Эти изменения в равной степени относятся как к торговле чаем, так и к потреблению этого напитка.

Изменения в чайной торговле

Великобритания, когда-то занимавшая ведущие позиции на мировом чайном рынке, утрачивает своё значение. В 1998 году был закрыт знаменитый Лондонский чайный аукцион, основанный Ост-индской компанией еще в XVII веке и в течение многих лет являвшийся центром мировой чайной торговли. Его закрытие связано с тем, что акценты на рынке сместились в сторону стран-производителей чая.

Однако англичане до сих пор старательно поддерживают свою репутацию «нации, пьющей чай». Ежедневно они выпивают около 165 миллионов чашек этого чудесного напитка, а в год импортируют 145 тысяч тонн чая. На душу населения здесь приходится примерно 4,5 кг сухого чая в год. В бывших колониях Великобритании потребление чая также достаточно высоко.

Голландцы, которые заложили основы мировой чайной торговли, по-прежнему остаются горячими поклонниками этого напитка. Согласно сообщению голландского информационного агентства ANP, королевство Нидерланды занимает стабильное 5 место в мировом рейтинге потребителей чая, уступая первые четыре Ирландии, Англии, Турции и Ирану.

В то же время в мире начинают появляться и другие центры чайных торгов, расположенные в непосредственной близости от чаепроизводящих регионов: это Калькутта и Коимбатор в Индии, Коломбо на острове Шри-Ланка, Гуанчжоу в Китае и древний город Момбаса в Кении.

Особое место в мире чайной индустрии сегодня занимает Германия. Во второй половине XX века в результате значительного экономического роста в стране начинают появляться специализированные чайные магазины. Согласно исследованию, проведённому Германской Чайной Ассоциацией Deutscher Teeverband, жители современной Германии считают чай неотъемлемым атрибутом своей культурной жизни и стараются покупать только высококачественный чай в чайных бутиках. В отличие от многих других стран, которые в большом количестве импортируют среднесортные чаи, Германия занимает ведущую позицию по потреблению и продажам дорогого чая премиум-класса, выращенного в самых известных чаеводческих районах мира — Индии, Шри-Ланке, Китае.

Чайный рынок Германии знаменит не только высоким качеством своей продукции, но и её огромным разнообразием. Широкий ассортимент черного и зеленого чая, ароматизированного чая, чаеподобных напитков (например, ройбуш, ханибуш, мате), а также фруктовых и травяных смесей, безусловно, способствует значительному повышению спроса на чай. О роли современной Германии в международной чайной индустрии свидетельствует и быстрое развитие этой страны в сфере производства чая в мелкой фасовке, готового для розничной торговли (так называемого «value-added tea»). Именно в этой стране лучшие сорта чая проходят заключительную обработку (этапы сортировки, купажирования, ароматизации и фасовки) на крупнейших в мире чаеразвесочных фабриках. Вот почему теперь Германия не только импортирует чай, но и экспортирует его в достаточно больших объёмах. Этими достижениями страна во многом обязана трудолюбивому, старательному и находчивому немецкому народу.

Изменения в потреблении чая

На протяжении последних десяти лет на фоне роста объёмов производства и экспорта чая возрастали и объёмы потребления этого напитка. С каждым годом эти цифры увеличиваются более чем на 2%. Однако чай стали употреблять по-другому не только в количественном, но и в качественном отношении.

Сегодня чайные компании стараются максимально расширить свой ассортимент: редкие сорта чая, ранее имевшие хождение только в регионе-производителе и не знакомые широкой публике, а также экзотические чаеподобные напитки приобретают всё большую популярность. Так, например, американцы в последние годы отдают предпочтение традиционным зелёным и элитным белым сортам чая. Заботиться о здоровье стало модным, а поскольку огромная польза чая уже не раз была доказана учёными, в моду вошел и высококачественный чай. В современных американских кофейнях теперь можно попробовать и довольно необычные чайные напитки — молочный чай, пряный индийский чай масала, а также «bubble tea» — холодный чай с тапиокой.

Что касается России, то в настоящее время наша страна снова превратилась в чаеимпортирующую державу. После распада Советского Союза у нас остался только один регион, в котором выращивают чай, — это Краснодарский край.

По данным статистических исследований, практически каждый россиянин ежедневно выпивает хотя бы одну чашку чая. Структура чайного рынка России претерпевает качественные преобразования. Всё больше россиян отдают предпочтение дорогим и элитным сортам чая, в том числе и ароматизированным, определённую долю рынка завоевали и оригинальные чаеподобные напитки — фруктовые и травяные смеси. Новой модной тенденцией стало открытие стилизованных чайных и специализированных чайных бутиков.