Великое чайное шествие с Востока на Запад

Китайские чайные традиции довольно рано (уже в I тысячелетии н. э.) стали проникать в культуру стран Дальнего Востока. Однако жители Европы познакомились с этим чудесным напитком гораздо позднее.

Старинная фотография: упаковка чая на экспорт Пройдя долгий путь через обширные монгольские земли, чай в конце концов достиг берегов Каспийского моря. К VIII-IX вв. весь Ближний Восток уже был покорен вкусом и ароматом волшебного китайского эликсира под названием «чай». Доподлинно известно, что в IX веке арабы торговали не только шелками и заморскими пряностями, но и китайским зелёным чаем.

Долгое время торговля между Европой и Азией была плохо налажена из-за отсутствия удобных путей сообщения, и все «восточные диковинки», попадавшие в Европу, ценились на вес золота. Товары из Индии, Китая и Японии привозились в европейские страны арабскими и персидскими купцами. В середине XVI в. торговцы из Персии познакомили с чаем венецианцев. Именно тогда знаменитый итальянский географ, историк и государственный деятель Джованни Баттиста Рамузио опубликовал путевые заметки одного перса, торговавшего в Европе чаем и ревенем.

История чая в Голландии

Несмотря на то что первыми о чае узнали жители Венеции, истинными основоположниками европейской чайной традиции считаются голландцы и англичане. Еще до начала XVII в. голландцы скупали у португальцев всевозможные восточные товары и перепродавали их в северо-западной Европе.

После того как была образована Ост-индская компания, голландцы обосновались на острове Ява. В 1610 году они начали доставлять в Европу китайский и японский чай из своих факторий: именно голландские корабли удостаивались особого права раз в несколько лет заходить в порт Кантон (современный Гуанчжоу) для закупок чая и шёлка. Чайная торговля оказалась настолько успешной, что вскоре чай начали перевозить не только по морским путям, но и караванами через Центральную и Малую Азию. Семнадцатый век можно по праву назвать золотой эпохой голландской торговли, в том числе и чайной: в это время чай пили не только высокопоставленные чиновники и богатые купцы, но и простой народ.

История чая в Англии

Благодаря Британской Ост-индской компании, которая была создана в 1600 году указом королевы Елизаветы I, Англия начала импортировать в Европу чай и фарфоровые изделия. Как писал в своей книге английский знаток чая и кофе Уильям Юкерс, «Ост-индской компании удалось за несколько лет превратить народ из любителей кофе в нацию, пьющую чай».

С каждым годом количество чая, привозимого в Англию Ост-индской компанией, неуклонно возрастало. В 1657 году в Лондоне состоялись первые публичные чайные торги, на которых развернулась жесточайшая борьба двух основных конкурентов — Британской Ост-индской компании и голландских чаеторговцев. Англичане позиционировали чай, с одной стороны, как заморскую экзотику, а с другой — как универсальное лечебное средство. Благодаря широкой рекламе и выгодной ценовой политике английские торговцы сумели перехватить инициативу у голландцев. Впоследствии Англия превратилась в крупнейшего европейского поставщика колониальных товаров, а также получила монопольное право на поставки чая. К 1768 году Британская Ост-индская компания импортировала примерно 10 миллионов фунтов чая в год.

Во второй половине XVII века чай стали всё чаще подавать в традиционных лондонских кофейнях. Этот удивительный напиток можно было заказать в знаменитом английском кафе «Гарравей» (Thomas Garraway’s Coffee House) и в не менее известной кофейне «Голова Султанши» (Sultaness Head).

Чайная традиция в Англии получила широкое распространение в том числе и благодаря королевской семье: в 1662 году английский монарх Карл II женился на инфанте Катарине Португальской, которая оказалась восторженной почитательницей чая и превратила чаепитие в непременный придворный обычай. К 1700 году в Лондоне насчитывалось уже около 500 кофеен, потребление чая в которых было больше, чем потребление пива и джина в тавернах.

Очень скоро Англия превратилась в центр мировой чайной торговли, а чаепитие стало неотъемлемой частью британской культуры, в том числе и салонной традиции. Этому не смогли помешать ни высокий налог на ввоз чая (хотя фунт самого чая стоил менее 1 шиллинга, налог на него составлял целых 5 шиллингов), ни участившиеся случаи контрабанды и подделок.

У англичан появилась своя «чайная терминология»: «high tea» — чай, подаваемый во время плотного ужина у представителей среднего класса, «low tea» — более изысканное чаепитие с лёгкими закусками, «five-o-clock tea» (или «afternoon tea») — послеобеденный чай с закусками, мода на который возникла в английском аристократическом обществе благодаря Анне VII, герцогине Бедфордской.

Гонки на чайных клиперах В 1834 году вступил в силу закон, отменявший чайную монополию Ост-индской компании. У Англии появилось множество конкурентов, и жесткая конкуренция приводила к гонкам — в прямом смысле этого слова. Гонки происходили между быстроходными парусными судами — клиперами, которые спешили доставить чай нового урожая из Гуанчжоу и Гонконга в Лондон или Нью-Йорк, находившиеся за тысячу морских миль. Рекордное время пути из Гонконга в Лондон на тот момент составляло 97 дней. От скорости доставки зависело качество чая, так как во время долгого морского путешествия чай даже в самой надёжной упаковке мог испортиться и, соответственно, резко упасть в цене. Те торговцы, которые прибывали с грузом раньше других, получали значительные денежные вознаграждения. В 1869 году был открыт Суэцкий канал, позволяющий доставлять чай из Китая и Индии коротким путем. На этом и завершилась эпоха легендарных чайных клиперов.

Чай закрепил свои позиции в Англии настолько прочно, что несмотря на ослабление влияния и последующий упадок Ост-индской компании чайное дело в Британской Империи не только не сошло на нет, но и открыло для себя новые пути развития. Попытки культивации чая в Индии оказались успешными, и вскоре в Англии появились новые компании, специализирующиеся на производстве чая. Для британцев это был самый настоящий триумф.

В 1869 году на Цейлоне погибли кофейные плантации, и вместо кофе на острове стали выращивать чай, который вскоре прославился на весь мир. Изысканные купажи из индийского и цейлонского чая стали пользоваться огромным успехом и даже затмили собой традиционный китайский чай.

История чая в Германии

Германию, как и многие другие страны, с чаем познакомили голландцы. Первые письменные упоминания немцев о чае относятся к середине XVII века, ведь именно в это время чай появляется на прилавках аптек и пропагандируется как экзотическое лекарственное средство. Благородный напиток тогда называли панацеей: «Чай может помочь человеку, он придаст ему сил и подарит новую жизнь». С каждым годом чай приобретал всё большую популярность в светском обществе. О модных чайных приёмах писали в своих произведениях такие гении немецкой литературы, как Гейне, Гете, Дросте-Хюльсхофф и Рильке. На торговле чаем удавалось сколачивать целые состояния. Так, например, Роланд Глёек в своей знаменитой книге «Чай» писал, что немецкий археолог Генрих Шлиман заработал на торговле чаем немало денег, которые впоследствии помогли ему провести раскопки легендарной Трои.

Во второй половине XX века в Германии открываются первые специализированные чайные магазины. Их появление было связано со значительным экономическим подъемом страны.

История чая в Америке

США неслучайно называют «нацией, рождённой чаем». В середине XVII в. голландцы способствовали распространению чайной традиции в своей колонии в Новом Амстердаме (современный Нью-Йорк). После того как Британская Ост-индская компания вытеснила голландских торговцев и стала поставлять чай переселенцам, традиции чаепития получили широкое распространение во всей Новой Англии (территория современных штатов Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, Нью-Хэмпшир, Вермонт и Мэн). В то время чай облагался непомерно высокими пошлинами: первый раз платить приходилось в Лондоне, второй — при выгрузке в Нью-Йорке.

В 1770 году все налоги на британские импортные товары, кроме чая, были отменены. Под давлением всемогущей Ост-индской компании английский парламент принял так называемый «Закон о чае» (Tea Act), предоставляющий компании особые привилегии и торговые льготы. В декабре 1773 года американские колонисты, не согласные с монополией Ост-индской компании, проникли на английские корабли, прибывшие в Бостонскую гавань, и сбросили за борт 342 ящика с чаем. Это событие получило название «Бостонское чаепитие» и послужило поводом для начала борьбы за независимость в Северной Америке. Если учесть тот факт, что Война за независимость США стала толчком для революционных движений в Европе в конце XVIII в., роль чая в мировой истории покажется весьма значительной.

Несмотря на то что в настоящее время кофе в США по-прежнему остаётся более популярным напитком, чем чай, многие изобретения, повлиявшие на развитие чайной индустрии, были сделаны именно в Америке. Так, например, изобретение пакетированного чая принадлежит Томасу Салливану, чаеторговцу из Нью-Йорка. В 1908 году он отправил своим клиентам образцы чая, упакованные в маленькие шёлковые мешочки. Покупатели не поняли, что мешочки нужно было открыть, и заварили чай прямо в упаковке. Салливан не осознавал важности своей находки до тех пор, пока его клиенты, заинтересовавшиеся не столько самим чаем, сколько инновационной формой упаковки, не начали жаловаться. Они были очень недовольны тем, что чай в партии, которую они получили, пришёл в традиционном рассыпном виде, а не в новомодных пакетиках.

История чая в России

Весть о восточной диковинке под названием «чай» дошла до России ещё во второй половине XVI века. Однако в достаточно большом количестве этот напиток появился при царском дворе лишь в 1638 году, когда русский посол Василий Старков привёз царю Михаилу Фёдоровичу подарок от монгольского хана — несколько ящиков чая. Чай при дворе прижился, а к середине XVIII века завоевал огромную популярность во всей стране. Особенно на Руси любили чай, перевозимый караванами: он ценился выше чая, доставленного морем, так как лучше сохранял своё качество. А за хороший чай люди отдавали даже самые дорогие меха и ткани.

Чайная культура в России приобрела совершенно особый, только ей свойственный колорит. Дымящий самовар, горячий чай с лимоном и сахаром, ароматная выпечка и неторопливая беседа стали обязательными атрибутами уютного русского чаепития.

Хотя попытки разведения чая в нашей стране в свое время оказались успешными, Россия по-прежнему остается чаеимпортирующей страной. Единственный регион, в котором сегодня выращивают чай, — это Краснодарский край.